|
|
|||
|
||||
Семинар 3 (D): В трехмерном пространстве языка Степанова0
Прагматические среды
добавлен 01.04.16 16:14
Если ограничиться подведением итогов обсуждения книги Степанова, то, как можно судить и по записи, наиболее оживленную дискуссию вызвала не сама трехчастная модель истории парадигм философии языка, но
1) способы ее применения к поэтике и, соответственно, выбор тех примеров, которые призваны иллюстрировать эволюцию лингвистической философии, а также 2) вопрос релевантности исторической (и в пределе прогрессистской) модели описания выявления «измерений языка» — семантического, синтаксического и прагматического а) в самой языковой практике, б) в литературе, в) в теории языка/литературы. Касательно пункта 2) мы, кажется, сошлись на том, что а) в самом языке все «измерения» присутствуют в наиболее равном объеме — с той оговоркой, что в диахронической перспективе прагматическое измерение (и эгоцентрические слова) появляются все же с некоторым запаздыванием по отношению к семантическому и синтаксическому (и проблемам именования и предикации), хотя и незначительным (пример охотника, предположительно говорящего о себе в третьим лице и употребляющего свое фиктивное имя до вхождения в его речь личных местоимений); б) в литературе без допущения аргументов прогресса и отчетливо фиксируемых «первых носителей синтаксической/прагматической поэтики» каждое из измерений языка, будучи потенциально доступно для художественного осмысления на любом этапе, все же переживает выявление на определенном историческом этапе (включая стадии от ощутимого приема до входящей в конвенцию литературы практики) и становится в дальнейшем все более типическим/частотным, что не значит обязательным «требованием современности». Центральным здесь, очевидно, является не вопрос аналогии отдельных ономатопоэтических, мотивных, сюжетных моментов той или иной поэтики/произведения с отдельными моментами той или иной парадигмы философии языка, но некое структурное развертывание самосознания художественного высказывания/повествования, в котором герой, неотделимый от интрадиегетического рассказчика (по аналогии с тем умозрительным языком-только-с-семантикой, где невозможна пропозициональная установка) структурно предшествует автономизации инстанции высказывания/повествования и самотематизации акта рассказывания/повествования (чем соответствует появление структурной возможности пропозициональной установки вида «Он считает/рассказывает, что...»), а такой рассказчик в свою очередь предшествует автономизации субъекта и самотематизации ситуации высказывания/рассказывания (пример: выглядывания пуппенмейстера Набокова, показ показа Брехта). в) наконец в теории открытие/конструирование той или иной парадигмы происходит по следам выявления ее в художественной практике, теория даже в известной степени ретроактивно назначает сами литературные произведения примерами выявления того или иного «измерения языка» (тогда как до того — а при неудаче теоретического предприятия и после оного — эти же литературные произведения остаются иллюстрациями совершенно иных объяснительных моделей и, следовательно, объектами принципиально иного свойства), таким образом, уступая им первенство языковой интуиции, но в действительности сохраняя эпистемологический приоритет за собой.
Скачать mp3-файл (72.3 Мб, 78 kbps)
обращений: 14
|
Занятия самоорганизованного семинара "Прагматика художественного дискурса", начавшись на филфаке СПбГУ в 2011 году, на данный момент проходят частным образом по средам.
Выходит с 28 сентября 2011 года Подкастов: 37 Подписчиков: Последняя запись: 22 декабря 2016 года |
|